Источник: Экономический журнал
С чем всегда ассоциируется Рождество и Новый Год? Конечно, с подарками. Однако если рассуждать о подарках с позиций экономической науки, праздничное настроение может запросто улетучиться.
Янис Варуфакис, бывший министр финансов Греции и профессор экономики в Афинском университете, в колонке на Project Syndicate попытался описать отношение приверженцев различных экономических теорий к рождественским подаркам.
Неоклассическая экономическая теория
Неоклассицисты рассматривают все действия с позиции практичности, а потому не видят смысла в рождественских подарках: по их мнению, это абсолютно неэффективная форма товарообмена.
Полученный подарок почти наверняка окажется для человека менее полезным, чем какая-то другая вещь такой же стоимости.
В результате человек или вынужден смириться с меньшей выгодой, или должен попытаться обменять подарок на что-то более полезное (что может оказаться нелегко); оба варианта не из лучших.
Единственный подарок, которому будут рады неоклассицисты — конверт с деньгами.
Но в Рождество люди обмениваются подарками, а не вручают их в одностороннем порядке (как, к примеру, на день рождения).
Обмен конвертами с одинаковыми суммами не имеет смысла, а с разными будет невыгоден одной из сторон. Так что лучше не расстраивать неоклассицистов и не дарить им никаких подарков.
Кейнсианство
Сторонники этой теории убеждены: чтобы рецессия не превращалась в депрессию, с общим падением спроса нужно бороться увеличенными инвестициями.
Для этого предприниматели должны верить, что увеличенное потребление компенсирует им повышенные затраты.
Поэтому кейнсианцы не согласны с предложением неокласицистов об отказе от подарков — в период рецессии это может нанести экономике дополнительный вред.
Более того, сторонники кейнсианства уверены, что государству следует поощрять обмен подарками и даже субсидировать его, снижая налоги в предрождественские дни.
Да и вообще, для борьбы с рецессией все средства хороши: почему бы не ввести два или три Рождества в году?
А вот во времена экономического подъёма, по мнению кейнсианцев, потребление необходимо сдерживать.
Так что в «тучные годы» нужно вводить специальный налог на подарки или вообще отменять Рождество.
Теория рациональных ожиданий
Эти экономисты чикагской школы не согласны с мнением кейнсианцев, что налоговое стимулирование в кризисные периоды приведёт к росту производства.
Ведь предприниматели отлично понимают, что за рождественским всплеском спроса последует глубокий спад — любое государственное стимулирование в итоге оборачивается повышенными налогами.
К тому же они помнят, что в благополучные годы в кейнсианском мире вообще не будет Рождества.
Либертарианство австрийской школы
У либертарианцев есть две претензии к Рождеству. Во-первых, их не устраивает нелиберальный характер этих дней — государство не имеет права заставлять предпринимателей закрываться на праздники.
Во-вторых, они считают, что предрождественский потребительский бум ведёт к росту закредитованности и к надуванию пузырей на рынке детских товаров и электроники.
Либертарианцы уверены: в январе эти пузыри обязательно лопнут, и последствия рынок будет расхлёбывать весь оставшийся год. Какое уж тут рождественское настроение…
Эмпирическая теория
Эмпирики считают наблюдение единственно верным способом познания и убеждены, что оно поможет выстроить причинно-следственные связи между видимыми внешними и скрытыми внутренними изменениями.
Поэтому эмпирики уверены, что традиция обмена подарками, да и само Рождество вызваны излишком денежной массы в экономике и, при прочих равных, сокращением сбережений.
Если же говорить серьёзно, то любые теории в Рождество и Новый Год теряют всякий смысл.
Люди отмечают эти праздники и дарят друг другу подарки не из экономических соображений. И это не может не радовать.