Источник: ain.ua
На выходные мы часто откладываем статьи о том, как повысить свою рабочую продуктивность. Но возможно стоит подумать не о том, как быть более продуктивным, а как лучше отдохнуть, и что предпринять, чтобы работа, даже любимая, не так выматывала. Об этом в своей статье на Quartz рассуждает философ Эндрю Таггарт.
Мы живем в век «тотальной работы». Это термин, придуманный немецким философом Йозефом Пипером как раз после Второй мировой войны (детальней об этом — в его труде «Досуг, основа культуры» — ред.). Он описывает процесс, в ходе которого люди трансформируются в рабочих, а полнота жизни также превращается в работу.
Работа становился тотальной, когда вокруг нее фокусируется вся человеческая жизнь, когда все остальное не просто второстепенно по отношению к работе, но подчиняется ей. Досуг, развлечения, игры — все напоминает работу и со временем ею становится.
Люди занимаются спортом, отдыхают и расслабляются, употребляют здоровую пищу, остаются здоровыми — делают все, чтобы становиться более продуктивными. Мы верим в работу над собой, в работу над отношениями. Мы раздумываем о времени с точки зрения того, что за это время можно совершить. И мы считаем, что день удался, если в этот день мы были продуктивны.
Но настолько переживать по поводу работы, как принято у нас, приводит к ненужным страданиям. Как практикующий философ, я каждый день общаюсь с предпринимателями — от Кремниевой долины до Скандинавии, говорю с ними об их одержимости работой. Одержимости, которая по их же словам, делает их несчастными. Несмотря на это, они предполагают, что стоит так переживать по поводу работы из-за чувства достижений, которые она приносит, переживать настолько, что работа становится во главу угла.
Решение проблемы нашего трудоголизма не в том, чтобы делать меньше работы, а в том, чтобы меньше о ней беспокоиться. Мне кажется, это неподходящая основа, чтобы вокруг нее строить свою жизнь.
Есть множество способов обучить себя переживать по поводу работы меньше. Конечно, можно вообще перестать беспокоиться о жизни или развить в себе отвращение к работе, которое выливается в чрезмерную прокрастинацию. Однако оба подхода приведут к застреванию в цикле отвращения к жизни и глубокой неудовлетворенности. Лучше перестать беспокоиться о работе за счет повышенной заинтересованности в других вещах.
У большинства из нас случались важные переживания в жизни: неожиданная любовь, то чувство изумления, когда вам задают интригующий вопрос — мы часто забываем об этих моментах, как о незначительных мгновениях, либо же они превращаются в ностальгические эпизоды, к которым память время от времени мечтательно возвращается.
Но эти переживания могут приоткрыть для нас ту линзу, сквозь которую можно видеть жизнь: больше таких моментов чаще вырывает нас из бесконечной погони за состоянием полезности. Меньше заботясь о работе, мы открываем себя для интереса к другим измерениям в жизни. Но это проще сказать, чем добавить в to-do-список и сделать.
Для начала, можно поменять свое понимание работы. В буддизме существует три «отравы» в корне наших привязанностей: влечение, отвращение и неведение.
В нашем случае, чтобы вас меньше привлекало, и вы меньше зависели от понятия карьерного успеха, можно рассмотреть примеры людей, занимающих высокие должности, в постоянном перенапряжении, изнуренных бесчисленными вызовами и геркулесовыми амбициями. Они нечасто ведут упорядоченные жизни.
Как только удалось отделить понятие успеха от понятия счастья, нужно подумать, где еще искать чувство удовлетворенности от жизни, но без погони за достижениями. Вспомним известную цитату Оскара Уайльда «Все искусство бесполезно». Мы сможем опровергнуть тезис из идеологии «тотальной работы» о том, что важны только полезные вещи, и подумать о том, как можно заняться завораживающими, но полностью бесполезными активностями.
К примеру, можно опробовать для себя «искусство скитания» без цели или плана. Это идея, которую продвигает французский теоретик Ги Дебор. Или можно написать хайку, блуждая по лесам в духе японской синрин-йоку («лесной ванны») или лежать полностью неподвижно в плывущей лодке — что описывал философ XVIII ст. Жан-Жак Руссо в «Прогулках одинокого мечтателя». Можно погрузить свое тело в комнату сенсорной депривации, практиковать каллиграфию, попробовать выбраться из квестовой комнаты. Этими способами мы можем переживать жизненные ощущения, в то же время подавляя чувство каждодневной тревоги.
Как только получится принять идею о том, что некоторые вещи в жизни прекрасны не потому, что помогают добраться до чего-то или перегнать кого-то, можно обратить внимание на себя. Техника озарения Сократа строилась на том, чтобы показывать собеседникам, что они на самом деле не знают себя, хотя им казалось, что знают. Следуя сократовской мысли, мы можем задать себе вопрос: «Если я не просто работник, то кто я?». Задавать его каждый раз, как только ваш разум заполняют размышления о графиках, планировании, задачах, стратегических сессиях и бесконечных to-do-списках.
Если вам не нравится судьба «тотального работника», то что вам нравится?
Герой вольтеровского «Кандида» говорит: «Давайте прекратим философствовать и вернемся к работе». Он как бы говорит: что за трата времени — и вы можете сейчас думать то же самое.
Можно, конечно, последовать его совету и опустить руки. Или же можно попробовать меньше работать, но столько же переживать о работе. Или нанять гуру тайм-менеджмента, который поможет продержаться в режиме тотальной работы с помощью техник экономии времени. Но разве все эти подходы в основе своей не одинаковы: тотальная работа в действии? Если лекарство для вашей тревоги — это немного ослабить рабочий груз или работать эффективнее, вы когда-то пожалеете о том, что пропустили осознанную жизнь мимо.
Упражнения вроде этих ведут нас за грани мира тотальной работы, помогая вспомнить, зачем мы живем, немного отдохнуть в постоянно происходящем настоящем.