Миллионы на холсте: инвестиции в живопись не так прибыльны, как принято считать, но очень престижны

Источник: Экономический журнал

Не секрет, что инвестиции в произведения искусства – одна из популярных альтернатив традиционным капиталовложениям. Однако покупка картин и статуэток далеко не всегда приносит большой доход. И, что особенно интересно, не всех инвесторов это расстраивает.

Пару недель назад картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» была куплена за $450 млн. Если учесть, что в 2005 году она стоила всего $10 тыс., то этот вид инвестиций действительно кажется очень выгодным.

Но, как и везде, здесь есть свои нюансы, рассказывает The Conversation.

Например, доходность живописи сильно зависит от направления и даже техники. Картины модных современных художников пользуются большим спросом, чем, например, произведения импрессионистов; а самую высокую доходность демонстрируют картины, написанные маслом или акварелью.

Также существует огромная разница в спросе между картинами немногочисленных известных мастеров и всеми остальными. Объём покупок, совершённых в этом году на аукционах современного искусства, составил $2,7 млрд, из них почти половина – $1,2 млрд – пришлась на картины всего 25 художников вроде Энди Уорхола, Герхарда Рихтера и Жана-Мишель Баския.

Инвестиции в такие картины, не говоря уже о произведениях выдающихся мастеров прошлого (вроде того же Леонардо да Винчи), на самом деле могут быть очень выгодными. Но средняя доходность вложений на рынке живописи оказывается даже ниже, чем на рынке ценных бумаг.

Однако не всё можно измерить деньгами, тем более, что речь идёт о произведениях искусства. Картины покупают не только ради прибыли, но и для собственного удовольствия.

Именно этим живопись отличается от акций и облигаций – да, на ней можно меньше заработать, но ценные бумаги не повесишь в гостиной, чтобы произвести впечатление на гостей.

Такие субъективные факторы, которые, тем не менее, увеличивают стоимость активов, экономисты называют «психической выгодой» («psychic returns» или «psychic benefits»). Кому-то доставляет удовольствие поддержка отдельных художников и искусства в целом – от спонсирования выставок до передачи в дар музеям своих коллекций.

Для кого-то владение произведениями искусства становится вопросом престижа – дорогие картины дают уникальную возможность продемонстрировать одновременно богатство и вкус. Ну а кому-то просто нравится любоваться дома произведениями искусства.

Инвестиции и демонстративное потребление – эти два фактора порой перетекают из одного в другой.

Тот же «Спаситель мира» принёс солидную прибыль последнему продавцу (российскому миллиардеру Дмитрию Рыболовлеву), но сложно себе представить, чтобы нынешний владелец картины смог в будущем выручить за неё больше заплаченных $450 млн. Для него эта покупка – скорее вопрос престижа.

Ведь, в конце концов, это просто красиво.



Самые актуальные новости - в Telegram-канале

Читайте также

Добавить комментарий

Вверх