Американцы всё реже ходят в кино. Главной надеждой Голливуда становится Китай

Источник: Экономический журнал

Киноиндустрия в США переживает настоящий кризис – частота посещений американцами кинотеатров упала до самого низкого уровня с начала 1970-х годов. Почему же так происходит?

Американцы действительно теряют привычку ходить в кино, рассказывает The Economist. Да, выручка от кинопроката растёт – в этом году она должна составить $11 млрд, что ненамного меньше прошлогоднего рекорда. Но происходит это только за счёт подорожания билетов.

Средняя цена билета в кино составляет сегодня $8,93, что на 54% выше, чем в 2002 году. Зато зрительская аудитория неуклонно сокращается: жители США ходят в кино на 30% реже, чем в 2002 году – в среднем 3,6 раза в год. А количество активных любителей кино (посещающих кинотеатры минимум 1 раз в месяц) сократилось ещё сильнее – с 28% до 11% от общего числа американцев.

«Убийцами» кинотеатров стали Netflix и другие стриминговые сервисы, сделавшие невероятно удобным и доступным просмотр фильмов на ТВ, планшетах и смартфонах.

Современные американцы проводят со своими гаджетами по 8 часов в день (конечно, не только за просмотром фильмов, но и на Facebook и YouTube); для сравнения, в 2002 году средний американец проводил перед телевизором всего 4 часа в день.

Изменения в поведении потребителей неизбежно влияют и на кинопроизводство. Netflix, Amazon, HBO и другие платные киносервисы активно снимают сериалы и фильмы, предназначенные только для домашнего просмотра.

Одни только фильмы производства Netflix, которые никогда не выйдут на большие экраны, ежегодно отнимают у американских кинотеатров по $300 млн — $1 млрд выручки.

Прибыль кинопроизводителей (кроме Disney) также падает. Совокупная EBITDA (прибыль до выплаты процентов, налогов, износа и амортизации) Fox, Time Warner, Universal и Viacom (Paramount) в прошлом году составила $1,8 млрд, тогда как в 2010 году она составляла $1,9 млрд.

Киностудии стремительно теряют ещё один важный источник дохода – от продажи и проката DVD. В 2005 году объём этого рынка составлял $25 млрд, и кинокомпаниям доставалась существенная часть этих денег; в прошлом же году объём этого рынка сократился до $12 млрд.

А набирающие популярность стриминговые сервисы предлагают киностудиям намного меньше комиссии. К слову, желание Disney купить студию Fox отчасти вызвано именно тем, что уже в 2019 году Fox планирует запустить собственное потоковое вещание.

В таких условиях киностудии всё больше рассчитывают на зарубежных зрителей, особенно на жителей Китая. Сборы китайских кинотеатров в этом году по сравнению с прошлым выросли на 20% и достигли $8,3 млрд.

Такими темпами к 2020 году китайский кинопрокат запросто обгонит американский.

Сети кинотеатров тоже выкручиваются, как могут. Некоторые для завлечения зрителей внедряют новые «фишки» вроде раскладных кресел.

А некоторые просто продаются – ведущая американская сеть кинотеатров AMC Entertainment (кстати, контрольный пакет акций AMC принадлежит китайской Dalian Wanda Group) сейчас вовсю скупает более мелких игроков.

Отдельные представители киноиндустрии уверены, что всё не так плохо. По их мнению, современные зрители ходят в кинотеатры не столько ради фильмов, сколько ради новых ощущений, и возлагают большие надежды на технологии вроде IMAX или 3D.

Вопрос в том, насколько устойчивым окажется этот тренд – до бесконечности повышать цены на билеты, прикрываясь технологиями, невозможно.



Самые актуальные новости - в Telegram-канале

Читайте также

Добавить комментарий

Вверх