За последние пару лет технологии виртуальной и дополненной реальности сделали резкий скачок в развитии, открыв новые возможности для их использования.
Крупные компании все больше интересуются их применением и уже начинают внедрять в процесс обучения и на рабочие места сотрудников.
В материале мы рассмотрели суть и текущее положение технологической индустрии, существующие примеры использования в бизнесе, разработки и перспективы развития.
Что такое виртуальная реальность
VR представляет собой компьютерную симуляцию трехмерного пространства или изображения, с которой можно взаимодействовать визуальным и физическим способом.
Люди полностью погружаются в искусственный мир, и, надев шлем виртуальной реальности, иногда могут двигаться в сторону стены или другой помехи, не замечая этого.
Однако не следует путать эту технологию с дополненной реальностью (AR), которая лишь накладывает голографические образы на восприятие человеком настоящего мира.
Она добавляет новые или необычные элементы. Поскольку этот опыт является модификацией существующего окружения, то пользователь может без проблем передвигаться и ориентироваться в пространстве.
Технологии VR/AR только набирают силы
Несмотря на то, что концепция и ранние технологии существуют уже более десяти лет, индустрия только сейчас достигла уровня, позволяющего использовать гарнитуру для организации цифрового рабочего места.
С помощью VR очков можно обучать сотрудников или вести бизнес, ориентированный на коммуникацию.
Однако сейчас применение технологии весьма ограничено. Зачастую она используется для различных форм визуализации данных, аналитики, размещения мебели, моделей зданий и учебных материалов.
Это связано с недостаточным уровнем технологической поддержи и невозможностью коллективного взаимодействия.
На современном этапе развития, информация хранится локально, только на устройствах отдельных пользователей, что существенно ограничивает способы сотрудничества, и коммуникации в режиме реального времени.
Тем не менее, некоторые крупные торговые компании уже оценили перспективы технологий искусственной реальности и начинают использовать их в своей деятельности. VR применяют такие гиганты как:
1. Amazon;
2. eBay;
3. Ikea;
4. Walmart;
4. Airbnb.
AR также не остается без внимания. Технологию уже используют в промышленности, IT, проектировании, а среди первопроходцев есть и громкие имена, например:
1. Microsoft;
2. Boeing;
3. Bosch.
Подробнее о конкретных примерах применения компаниями приложений VR/AR и новых разработках в этой области мы еще расскажем далее.
В последние пару лет очки виртуальной реальности вызвали огромную заинтересованность со стороны учебного сообщества.
Причина этого заключается в том, что с помощью устройств ученики могут погружаться в трехмерный виртуальный мир для лучшего понимания конкретной концепции, идеи, процесса или методологии.
Специализированные видео и игры в виртуальной реальности делают образовательный процесс более увлекательным, обеспечивая лучшее усвоение материала.
Однако лишь единицы организаций начали использовать технологию или разрабатывать учебный контент.
Одной из немногих является компания Skillsoft, которая изучает это направление и работает над прототипами нескольких курсов, использующих как VR, так и AR.
Параллельно она исследует способы улучшения основных элементов моделирования:
1. дисплей, закрепляемый на голове (шлем);
2. смартфон, ПК или консоль для запуска видеоконтента;
3. механизм ввода данных для создания необходимой динамики.
В данный момент основной помехой для внедрения технологии является финансовая составляющая вопроса.
Организации необходимо потратить значительные средства, чтобы купить оборудование, специализированное программное обеспечение, контент и обучить персонал.
Другая проблема заключается в качестве обучающего материала. Лучшие продукты получаются, когда VR-контент разработан под конкретную платформу.
Поэтому, несмотря на наличие массы вариантов для промышленности, розничной торговли, военного дела и медицинского обслуживания, все они ориентированы на частные случаи использования.
Цифровые рабочие места будущего
Одним из основных направлений использования как AR, так и VR станет возможность дистанционного взаимодействия с командой, оказание помощи в создании, планировании и демонстрации цифровых и реальных проектов.
Однако сфера применения технологии не будет ограничиваться только дизайном и творчеством.
Цифровая реальность позволит всем сотрудникам, работающим удаленно, собраться в виртуальном мире для обмена опытом, совместной работы, обсуждения и формирования новых продуктов.
Несмотря на то, что AR все еще находится в зачаточном состоянии, VR делает большие успехи на пути ко второму поколению аппаратных средств, которые в скором времени обеспечат пользователям еще больше возможностей.
Сейчас использование технологии не подходит для работы на протяжении длительного времени или выполнения таких задач, как координирование, ввода данных, но разработчики уже занимаются решением этих вопросов.
Примеры практических приложений и использования компаниями
Американская многонациональная розничная торговая корпорация Walmart в прошлом году начала использовать виртуальную реальность для обучения и повышения квалификации персонала в своей академии.
Компания пока не оглашала результатов испытаний, но видимо они были успешными, так как недавно она объявила о расширении программы и поставки гарнитуры во все свои отделения.
В итоге Walmart планирует обучить таким образом более миллиона сотрудников.
Компания Microsoft разработала HoloLens, гарнитуру дополненной реальности, целью которой является повышение производительности труда.
Производитель лифтов ThyssenKrupp, уже использует продукт. Технический персонал, занимающийся обслуживанием лифтов, может просматривать цифровые модели, руководства и справочники по ремонту.
того, HoloLens предоставляет возможность удаленно взаимодействовать с экспертами в этой области. Например, сотрудники, находящиеся вне работы, могут видеть то же, что и инженеры, и давать необходимые советы.
Одной из практических областей применения VR является цифровая связь на рабочем месте.
Комания Pixvana работает над созданием пространство смешанной реальности (XR), которая получается в результате объединения вездесущих датчиков и сенсоров с коллективным виртуальным миром в Интернете.
Разработчики говорят, что технологию можно использовать для улучшения иллюстрации идей, буквально перемещая членов команды в единую среду.
Помимо обучения, XR можно использовать для любой группы продуктов, ориентированной на потребителя, наблюдая за обращениями клиентов в условиях полного погружения, когда сотрудники могут видеть, чувствовать и наблюдать за действиями своих пользователей.
Крупнейший мировой авиапроизводитель Boeing, чтобы помочь инженерам в установке электропроводки на самолете, разработал и протестировал собственную технологию дополнительной реальности.
Она создает интерактивные 3D-диаграмм в режиме реального времени, непосредственно перед глазами пользователя.
По результатам проведения первого тестирования, компания сообщила, что использование технологии AR привело к улучшению качества труда на 90% и сокращению времени, необходимого для завершения работы, на 30%.
В данный момент самой распространенной областью применения VR предприятиями является обучение.
Поэтому австралийская компания Equal Reality использует виртуальную реальность, чтобы дать людям почувствовать себя в другой роли, например, представителем другой религии, культуры, меньшинства.
Подобные услуги заказывают крупные организации по всему миру, включая Королевский военно-морской флот Австралии.
Представители международных банков, фридических фирм, корпораций, политики наглядно изучают гендерные предрассудки, сексуальные домогательства, культурные различия, инвалидность, должностную власть и многое другое.
Дальнейшие перспективы
Многие исследователи уже работают над возможностью передачи тактильных ощущений, запаха, вкуса с помощью дополнительных приспособлений и воздействия на органы чувств.
Это позволит значительно расширить сферу применения технологий и получить уникальный опыт.
Виртуальная и дополненная реальность еще недостаточно распространены, но крупнейшие производители электроники приближают технологии к тому, чтобы они стали обязательными элементами смартфонов, компьютеров и игровых приставок.
Однако по прогнозам на это потребуется еще примерно пять лет.
В будущем нас ждет не только работа в виртуальном пространстве, но и множество роботов, которые окажут огромное влияние на роль человека в мире и его трудовую деятельность.
Некоторые опасаются, что они даже смогут вытеснить людей, сделав их бесполезным классом.
Источник: BitCryptoNews