Блокчейн, токены и искусство: блестящий симбиоз 2020 года

Нынешний рынок художественного искусства находит все больше применения цифровым технологиям, блокчейну и токенам, которые открывают новые возможности перед игроками данной сферы. Эти инновации становятся основой для технологического развития всей отрасли. Так, например, блокчейн помогает решить ключевые проблемы данного рынка, связанные с происхождением объектов искусства, работой с авторскими правами и аутентичностью произведений. Как все это происходит и что нас ждет в 2020 году — разбирается DeCenter.

Сегодня глобальный рынок художественного искусства оценивается в $67.4 млрд. И традиционно, средства полученные от продаж картин — это то, что поддерживает деятельность их авторов. Однако, как показывает история искусства и внушительное число биографий, немалому числу художников приходилось вести весьма скромную в материальном плане жизнь. Интересно, что данная тенденция четко прослеживается до сих пор. Так, большая часть денежного «пирога» в этой сфере приходится на небольшой процент художников: в 2019 году 63% всех мировых продаж картин пришлось на произведения всего трех авторов.

NFT для авторов произведений искусства

Появление цифровых технологий в сфере искусства стало лишь вопросом времени. Сегодня любой художник может стать эмитентом собственных токенов, которые будут инструментом привлечения финансирования. Право владения картиной может быть, например, разделено на несколько цифровых «частей», каждую из которых может представлять уникальный, невзаимозаменяемый токен (Non-Fungible Token — NFT). В то же время блокчейн позволяет проследить все сделки, совершенные с таким активом, что гарантирует высокий уровень защиты от подделок.

Впервые протокол NFT появился в блокчейне Ethereum в 2017 году и чуть позже был реализован в CryptoKitties в формате токенов стандарта ERC721. В аналогичных целях могут применяться также токены стандартов ERC20, ERC998, ERC1155 (частично имеют характеристики NFT), это если говорить о тех цифровых активах, которые можно запустить на базе сети Ethereum. Более того, с 2017 года появился целый ряд площадок по обращению NFT-активов: Portion, Superrare, R.A.R.E., Open Sea. А токены для экосистемы цифрового искусства теперь можно запускать на разных блокчейнах, не только на Ethereum. Например, в сетях VeChain, на Minter, причем блокчейн-сеть Minter интересна тем, что обеспечивает абсолютную ликвидность любым типам токенов, которые на ней выпускаются.

Что касается участников инфраструктуры цифрового искусства на блокчейне, то их становится все больше. Так, например, в прошлом году была запущена бета-версия нишевой социальной сети Cent со встроенной системой микроплатежей, в которой обсуждаются произведения цифрового искусства.

Преимущества децентрализованного рынка цифрового искусства

Использование токенов, в частности NFT, и интеграция блокчейна позволяет художникам:

 Гарантировать подлинность произведений искусства. Согласно исследованию Deloitte, проблема проверки подлинности культурных артефактов сильнее всего беспокоит основных стейкхолдеров данной сферы. В связи с чем на рынке уже есть специализированные блокчейны (например, Artory), ориентированные на обеспечение проверки подлинности произведений искусства.

 Фиксировать все сделки на блокчейне, включая договоры с галереями и музеями.

 Получать непосредственные перечисления за продажу не только права собственности на свои произведения, но также организовать выплату роялти при обращении картин на вторичном рынке произведений искусств (то есть от каждой сделки по купле-продаже), а также получать доход от экспозиции этих артефактов.

 Быть заинтересованными в обороте токенов, которые будут дорожать в цене, причем по разным причинам: как вследствие их ограниченности в эмиссии, так и из-за роста спроса на произведения искусства (как классических, так и цифровых).

 При желании получать прямой доступ к «потребителям» своих произведений искусства и взаимодействовать с ними напрямую, что позволит ориентироваться на их запросы, а также решать коммерческие вопросы без посредников.

 Быть уверенным, что вся информация о произведении искусства не пропадет, даже в случае сбоев интернета в ряде стран.

 Токенизировать произведения искусства любой сложности, начиная от нового gif-изображения или эмодзи, заканчивая сложными цифровыми артефактами.

 Использовать онлайн-рынок для торговли предметами искусства: на этот сегмент приходится лишь 7% коммерческой активности этой сферы, или всего $4.64 млрд, по подтвержденным данным за 2018 год.

 Зарабатывать значительные средства. Так, уже есть примеры, когда произведения цифрового искусства продавались за $1 млн.

 Создавать блокчейн-копии своих произведений, что, например, предлагает проект MakersPlace, предоставляя возможность монетизировать произведения искусства, которые размещаются в социальной сети Pinterest.

 Использовать возможность, когда любители искусства хотят приобрести (не арендовать) право собственности на художественное произведение искусства на определенное время.

Два стимула к созданию цифрового искусства

В отличие от традиционного искусства, которое часто можно представить как статичное изображение на холсте в рамке, цифровое уже по большей части имеет копии, размещенные в Интернете. Создатели классических произведений художественного искусства сейчас оказались в ситуации, когда любой может использовать фотоаппарат или смартфон с хорошей камерой для копирования их творений.

Однако подобные попытки несанкционированного копирования цифровых картин не дадут желаемого результата, так как их создатели могут задействовать инновационные технологии, например, искусственный интеллект (ИИ). Так, в октябре прошлого года на нью-йоркском аукционе Christie’s за $432 500 была продана картина «Портрет Эдмона Белами», созданная при помощи ИИ. Более того, другой примерподобного цифрового искусства показывает, что цена создаваемого объекта может сильно вырасти: в апреле 2018 года она составляла $80, потом в сентябре того же года уже равнялась $310, 1 января 2020 года — $3614, а 18 января — $12 909.

Второй стимул заключается в том, что держатели криптовалют в целом охотнее тратят свои токены, например, на благотворительность, чем владельцы фиата. Понимание того, что токены идут напрямую автору понравившегося художественного произведения, а не каким-то посредникам, является мощным стимулом для эффективной работы такого канала финансовой поддержки цифрового искусства.

Миллионы долларов — в инфраструктуру цифрового искусства

Те участники рынка, которые захотят заняться созданием инфраструктуры для цифрового искусства, могут рассчитывать на благосклонность инвесторов. Так, в апреле 2019 года стартап Artory привлек $7.3 млн инвестиций. Одним из плюсов для инвесторов стало то, что Artory и известный в мире аукцион Christie’s договорились о партнерстве, чтобы использовать блокчейн как для хранения данных, так и для фиксирования выдачи документов, удостоверяющих покупку акционных товаров. Кроме того, Artory проявил себя как активный участник M&A, приобретя платформу Auction Club, которая обладает базой данных клиентов более 4000 международных аукционных домов.

В той же нише, что и Artory, работает и Verisart, который привлек в октябре 2019 года $2.5 млн инвестиций. Если у Artory есть свой блокчейн, то Verisart использует сеть Bitcoin. Как и Artory, Verisart показывает то, что блокчейн-технология востребована в этой сфере: стартапу удалось установить сотрудничество с рядом важных участников этой сферы — eBay, Art Systems и Design and Artists Copyright Society (DACS).

Тренды развития на 2020 год

Что ждет рынок цифрового искусства в 2020 году?

 Все больше инвестиций в проекты, которые будут создавать инфраструктуру для экосистемы цифрового искусства, в которой многие проекты взаимодействуют друг с другом.

 Будет наблюдаться приход в эту сферу известных брендов, причем из других отраслей экономики (так, Christie’s при поддержке Hyundai организовал в июне 2019 года тематический саммит).

 Цифровое искусство будет все больше «впитывать» различные новые технологии: особенно популярной из них, после блокчейна и токенизации, будет ИИ.

 Цифровые артефакты будут занимать все больше места в классических экспозициях произведений искусства.

 Сообщество вокруг этой экосистемы будет активно развиваться, продолжая вызывать положительные отзывы.

 Произведений цифрового искусства будет все больше, так как особенность творческой работы в этой сфере предполагает возможность работы децентрализованных команд, в которых есть представители из разных стран.

Источник: DeCenter



Самые актуальные новости - в Telegram-канале

Читайте также

Вверх