Сооснователь студии дополненной реальности AIN.UA.
Популярность социальных сетей — характерное явление 21-го века. И они уже давно не только про коммуникацию.
Концепция проста: совершенно бесплатно вы соревнуетесь за лучший результат со своими друзьями, для этого не требуется никаких дорогостоящих видеокарт и процессоров, не нужна даже приставка и контроллеры. Достаточно вашего смартфона, аккаунта в соцсети — и вы уже запускаете в своем профиле игру, к которой могут присоединиться ваши друзья. А с помощью камеры смартфона и AR вы превращаете пространство вокруг в уникальный игровой мир и все это транслируется live. Звучит многообещающе, не правда ли?
Первые игры в социальных сетях
Социальные сети в качестве игровой платформы впервые привлекли внимание ведущих издательств в 2007-м году, когда Facebook выпустила Facebook Platform и дал возможность разработчикам загружать свои игры.
Речь идет о серьезных бизнес-моделях, ради которых разработчики перестраивали свои стратегии. Такие игры, как FarmVille, Mafia Wars и Zynga быстро завоевали внимание пользователей, и уже к 2012-му году в них играли более 300 млн пользователей, (больше половины всей активной аудитории Facebook на то время). Причины их взлета просты – если обычные игры предполагали полное вхождение в процесс и долгие игровые сессии, то в социальную игру можно было зайти в перерыве от работы, поиграть 5 минут и выйти, продолжив свои дела.
Во время одного из своих выступлений Марк Цукерберг, даже высказал уверенность в том, что социальные игры стали важной опорой соцсетей, без которой не было бы высоких показателей прибыли в этом бизнесе.
Первые игры c AR
В самом гейминге в этот период также происходили большие изменения: развитие технологий привело к появлению нового жанра, который привлек внимание всего игрового сообщества – это AR gaming.
Одной из первых успешных AR-игр, где можно было взаимодействовать с миром с помощью камеры устройства, стала Pokemon GO от Niantic Labs, буквально взорвавшая мир в 2016-м. Игра о ловле покемонов вышла на первые места рейтингов и собрала 550 млн скачиваний и $470 млн дохода в первые 80 дней после релиза.
Хайп вокруг Pokemon GO показал, что дополненная реальность может быть интересна широкой аудитории. Так, исследование показывает, что Pokemon GO привлекла даже тех, кто почти не играет в мобильные игры.
Кто-то пытался повторить успех Pokemon GO и выпускать подобные игры с геопозицией, как, например, Jurassic World Alive или Harry Potter: Wizards Unite. Но потребителей таким уже не удивишь. Дополненная реальность вызывала у людей большой интерес, интригу и большие ожидания, но полностью разочаровала своим предложением.
Чего же не хватало людям?
Как говорит исследование, почти 6 из 10 игроков считают погружение тем, чего они больше всего ожидают от AR-игр. Увы, в 2016 году еще не все устройства поддерживали AR, а те, которые поддерживали, были не по карману простому потребителю. Еще игры надо было скачивать и устанавливать.
Всё это отталкивало массовую аудиторию от AR-контента, и тогда Facebook придумали решение. Создав Spark AR они позволили технологии дополненной реальности работать даже на старых и бюджетных устройствах.
И вот 600-миллионная аудитория социальной сети получила доступ к AR-контенту прямо в камере своего телефона на расстоянии одного свайпа. Здесь начинается самое интересное!
Новая веха онлайн гейминга
Когда в конце 2018 — начале 2019-го Instagram начал закрытое тестирование своей платформы Spark AR – произошел бум. Люди в огромном количестве в кратчайшие сроки начали наполнять социальную сеть уникальным AR-контентом. Криэйторы (так теперь называют тех, кто создает фильтры) получили возможность делиться своими творческими идеями с людьми, а пользователи получили тот самый широкий выбор, которого им не хватало. В это время и появились первые Іnstagram AR игры, предлагая новый вид взаимодействия — через его жесты и мимику.
Одной из первых AR-игр Instagram стала копия Flappy Bird, где пользователь управлял птичкой, моргая. Именно моргание, как способ взаимодействия с масками, до сих пор остается самым популярным видом взаимодействия.
Особенность AR-игр в Instagram в том, что люди активно делятся своим опытом с окружающими. Они снимают сторис с фильтрами, играют в игры-фильтры вместе с другом, соревнуются набранными очками. Все это приводит к вирусному росту охватов фильтров — так, например, посетители одного бара использовали игру Eater от alexeysurnin, чтобы развлечь себя. А пользователь toomuchtp организовала среди своих подписчиков целое соревнование на максимальный счет в игре Space Voyager.
Кроме того, мини-AR-игры активно начали использовать «селф-бренды» — известные артисты, музыканты, художники и медиа-компании. Это позволяло им привлекать к себе дополнительное внимание аудитории и СМИ, разыгрывать акции и пр. Для «селф-брендов» мини-игры стали новой методом продвижения своих продуктов и услуг.
Недавние исследования показали, что во время карантина американцы в основном смотрели Netflix и играли в игры.
Как заявил Марк Д’Арси, главный креативный директор Facebook, ежемесячно в игры на Facebook играет 700 млн пользователей. Поэтому они с командой искали способ использовать привычный для пользователей игровой опыт в рекламе. Удачный пример — реклама ручных сумок от итальянского дома моды Marni в виде игры-арканоида, где надо сумкой сбивать другие сумки. Марк Д’Арси добавил, что AR-гейминг — это логическое продолжение играбельной рекламы.
На заре развития
Сейчас самый популярный вид фильтров — «рандомайзеры» — он просто взорвал соцсети в феврале этого года. На данный момент рандомайзеры составляют почти половину всех игр, которые предлагает галерея Instagram — это фильтры, где над головой человека сменяются картинки, чтобы в конце он узнал, какой он сегодня пирожок.
Но есть и другие виды игр, которые активно набирают обороты. Например, более сложные 2D/3D-раннеры, платформеры (пример rokkoeffe), «поймай-предмет» и прочие. Их пока на порядок меньше, но это лишь дело времени.
Еще год назад никто из пользователей не представлял, что в Instagram могут быть игры, а сегодня огромная часть аудитории уже обучена такому формату интертеймента. Что доказывают появления в галерее эффектов Instagram вкладки «Игры» и выпуском самих же IG своей игры.
Чего стоит ожидать от AR-гейминга в социальных сетях?
Мультиплеер, голосовые команды, геопозиция — это только часть из того, что мы увидим в ближайшие 2-3 года. Постепенно AR-игры будут обрастать новыми фичами.
Сейчас Instagram разрабатывает методы для распознавания голоса в фильтрах. С этой функцией можно будет делать викторину, которая считывала бы ответ пользователя и проверяла его на правильность.
С появлением сетевого мультиплеера количество идей вырастет в десятки раз! Если использовать переднюю камеру и трекинг поверхностей, то можно представить файтинг или гонки с участием нескольких человек прямо на полу комнаты или на центральной площади города.
Если к этому добавить отслеживание геопозиции, то может получиться целый квест по городу с поиском спрятанных ценностей, выполнением заданий у NPC или PvP- перестрелками.
Последним этапом станет монетизация. КогдаAR фильтры смогут не только служить инструментом для продвижения, но и инструментом коллабораций. Например, партнеры смогут размещать виртуальные баннеры с промо нового продукта или бренда внутри игрового пространства, или встраивать отдельные тематические квесты. Ролик HYPER-REALITY хорошо демонстрирует один из концептов того, как это может выглядеть.
И напоследок. Помните историю с пасьянсом, который добавили в одну из первых версий Windows, чтобы научить пользователей пользоваться мышкой?
То же самое происходит сейчас с мини-AR-играми, которые активно готовят пользователя к будущему, где дополненная реальность будет тесно связана с повседневной жизнью.
Автор: Александр Сурнин, сооснователь студии Areyes.
Источник: ain.ua