Источник: О Бизнесе
Мы в Grow Food регулярно работаем с лидерами мнений, и в последнее время я стал слышать в блогосфере слово «инфлюенсер».
На Западе этот формат растёт уже несколько лет, а у нас только зарождается. Чтобы разобраться в этом, побеседовал в непривычном для себя формате с генеральный директором Epicstars – Владимиром Миролюбовым.
Расскажи, пожалуйста, как сейчас живёт рынок инфлюенса в России? Ну и для тех, кто не знает, что это такое, буквально в двух словах скажи, кто это такие.
Думаю, сейчас наш рынок на финальной стадии осмысления этого канала маркетинга.
О блогерах слышали практически все, не говоря уже о том, что с рекламой брендов в соцсетях сталкивался каждый.
Сами бренды с интересом относятся к этому формату, но, как и свойственно всему новому, пока им не хватает социального подтверждения эффективности этого канала рекламы.
Ну, это логично. Бренды чаще обращают внимание на небольших блогеров, отказываясь от дорогостоящих и малоэффективных. Но в чём, на твой взгляд, основное преимущество инфлюенсеров?
В свободе маркетинговых активностей, которую они дают. Их особенность в том, что они могут генерить просмотры, трафик, лиды, а формат, в котором они это делают, ограничен только их фантазией и фантазией маркетологов, которые с ними работают.
Инфлюенсеры на Западе сейчас пользуются особым спросом? Поделись наблюдениями.
На Западе всё цветёт и пахнет. Уверен, что инфлюенс там начался ещё во времена индейцев и ковбоев, просто до нас не дошли исторические подтверждения этого.
А если серьезно, то один только оборот инфлюенса в Instagram растёт каждый год по полмиллиарда. В 2018 году приблизится к $2 млрд.
И это, наверное, только те цифры, которые известны и доступны? По факту весь рынок наверняка оценивается в большую сумму? Куда и как их распределяют?
По нашим оценкам, весь мировой рынок на 2018 года сейчас на отметке $3-6 млрд и по разным прогнозам вырастет до $5-10 млрд к 2020 году.
Порядка 60% бюджетов сейчас идут в Instagram, далее следует YouTube, остатки распределяются между Twitter, Snapchat и Facebook.
Ну, а куда их вкладывает та же Puma? В Instagram певицы Рианны, конечно же.
А если серьезно, то точных исследований никто не делал, но думаю, что 60% от оборота всего рынка делают именно селебрети, всё остальное — fashion, beauty, фитоняшки, «типа модели», travel-блогеры у которых до миллиона подписчиков.
Просто это сложно посчитать с высокой точностью, и ты сам знаешь почему.
Ну да, всё это коммерческая тайна, которую нельзя раскрывать.
Именно. Возьмём ту же Рианну. По разным прикидкам, ей могли заплатить $2-3 млн за коллаборацию с Puma.
Другое дело, что сама коллаборация была продумана качественно и представляет из себя выпуск именной коллекции одежды со всеми сопутствующими этому формату активностями.
Может показаться, что $2-3 млн за такую рекламу это много, но не забывайте, что:
2. Puma привлекла к своей линии внимание всех фанатов Рианны, а это, подумай на секунду, почти все black people в Америке, которых почти 15% в количестве более 40 млн человек, для которых она стала кумиром, наравне со стариной Майклом.
2. Рианна звезда мирового уровня, за ней следят СМИ, которые дают бесплатные публикации и упоминания бренда. Издания вроде Vogue первыми подхватывают эти новости и далее они тиражируются во всех модных изданиях.
3. Для совсем любителей считать цифры, деньги: одна рекламная публикация в Instagram селебрити её уровня начинается от $300 тысяч.
Сколько публикаций она выложила в одежде собственной линии я пытался посчитать, но сбился со счёта на втором десятке.
4. Это как раз тот случай, когда промоутили одну только линейку, а получилось, что запромоутили весь бренд. Бам!
Думаю не стоит рассказывать, что до Puma у нее были (и есть) контракты с Dior, Armani, Chopard и прочими мировыми брендами. Это вам не «Лошадиную силу» рекламировать.
Раз уж говорим про кейсы, давай обсудим, например, нашу«Лошадиную силу». В её рекламе было задействовано много российских знаменитостей. Это инфлюенс?
Да, это инфлюенс, но крайне неудачный, который в итоге сильно провалился. Анти-кейс «силы» хорошо отражает не только уровень «профессионализма» российского рекламного рынка, но и даже российского производителя.
Начнём с того, что название продукта связано с его составом и свойствами чуть более, чем никак.
В нём нет лошадиных клеток, гормонов, крови и прочего живительного и волшебного от лошади.
История бренда крутится вокруг кризиса 2008 года, когда женщины покупали шампуни для ухода за лошадьми в зоомагазинах, думая, что они дешевле и качественнее, чем для людей.
Упуская всю абсурдность и недальновидность идеи, остаётся главный вопрос: «Какую ассоциацию у целевого потребителя хотел вызвать производитель, называя продукт таким образом?».
Женщина — лошадь? Или «хотите волосы как у лошади?». Такое чувство, что никто не задавался таким вопросом из-за глупости или все сильно чем-то упоролись на презентации этой идеи.
Идём дальше. «Лошадиную силу» стали рекламировать звёзды. Дайнеко, Малахов, Собчак — кого там только не было. Отличный пул лидеров мнений, который использовали в холостую.
Да, они дали продажи, но они были разовые. Думаю, не стоит объяснять, что самый дешёвый и выгодный клиент — повторный клиент. У них их не было.
Неужели кто-то из креативщиков решил, что потребитель надолго поверит в то, что знаменитости вроде Баскова моют голову шампунем с таким названием?
Нет, я понимаю Селена Гомез и Pantene. Для американских девочек она кумир. Она с мамой в магазине, под рукой оказывается такой шампунь, — картинка складывается идеально. Но здесь…
Нынче модно строить customer journey map. В случае с «Лошадиной Силой», ей, похоже, нашли другое применение.
Последним гвоздём для них стала «нативная реклама» этого продукта не где-нибудь, а на главной телестройке страны.
Заказчик опять не подумал на будущее с целевой аудиторией, т.к. на этой площадке она а) размыта б) низкий уровень доверия 3) имеет слабое эмоциональное удержание.
Еще раз — все девочки в Америке знают Селену Гомез и хотят шампунь «как у неё». Какой потребительский рефлекс хотели сформировать на телестройке — я не знаю.
Чуваки собственными руками и непродуманной массированной атакой инфлюенсеров на сознание потребителя быстро превратили свой товар в звезду аптечных полок (причём это были собственные аптечные полки), которая, несмотря на это, также быстро погасла. Сейчас их компания должна заводу-производителю что-то порядка $200 млн.
Взять положительный кейс. Таже Natura Siberica Андрея Трубникова придумала более близкое к потребителю позиционирование (привет от «Бабушки Агафьи» из далекой Сибири), маркетинг для своего продукта и вуаля — доля общего рынка более 1,5%, пусть с переменным, но успехом выходят на новые рынки.
Причём без суперзвёзд и мощной телевизионной атаки на сознание потребителя.
Реклама и инфлюенс — то, что вытекает из сути бренда: как он решает проблемы пользователей и что при этом говорит, каким способом он это делает, а не то, какие качественные свойства или характеристики имеет товар или услуга.
В начале всего стоит сам бренд и его позиционирование.
Странно начинать маркетинг, не определив то, что несёт твой продукт, услуга и его бренд для целевой аудитории, и уж тем более, ожидать что-то эффективное, долгосрочное и перспективное.
Может показаться, что я говорю об очевидных вещах, но российская практика продолжает говорить об обратном.
Пример с «Лошадиной силой» яркое тому подтверждение.
Получается, что инфлюенс — это только когда селебритис?
Инфлюенс — это когда бренд общается с потребителем на одном языке через живого человека. В идеальном мире живой человек тоже потребитель продукта, услуг этого бренда.
И когда я говорю своим друзьям: «Плохо, что GrowFood нет в Ярославле», даже я становлюсь инлюфенсером.
В Ярославле нас реально нет. Давай теперь поговорим про микролидеров мнений. Что это и как работает?
Яркий пример я привёл выше. Обычные люди, чья точка зрения на определённые вещи совпадает совпадает с точкой зрения большинства и благодаря этому их могут услышать.
Иногда это те, кто говорит то, что большинство боятся сказать вслух. Иногда это эксперты в определённых и узких нишах, в которых варится аналогичная аудитория.
Ни о каких миллионах подписчиков, долларов, рублей у них не идёт речь.
А как сделать так, чтобы были готовы?
Секрет прост и состоит из двух частей. Первое — чёткое понимание своей аудитории и проблем, которые вы решаете своей продуктом, услугой. Второе — качественное оказание услуг. Это две базовые составляющие, без которых бессмысленна не только реклама, но и любой бизнес в целом.
На практике все пытаются начать со второго, не поняв, что и для кого они вообще делают, методом перебора стремятся успеть монетизировать это.
В итоге бренд не знает своего потребителя и не чувствует от него обратной связи. Его судьба уже предрешена.
Инфлюенсеры в этом плане неплохо помогают.
Когда ты как обычный смертный публикуешь в соцсетях свои мысли по поводу какого-то бренда или его продукции, сразу же приходят комментарии, которые показывают объективное отношение к нему.
Да, часто это критика. Да, это неприятно.
Хорошим примером может послужить Федор Овчинников с «Додо Пиццей».
Он сам выступает инлюфенсером своего бренда и регулярно рассказывает историю своей компании, попутно собирая обратную связь от клиентов и разруливая негативные кейсы.
Теперь у него сеть пиццерий №1 в России, а её реклама крутится в перерывах между матчами на Чемпионате мира по футболу 2018 года.
Конечно, есть ещё один способ узнать отношение клиентов к компании — не замечать ничего и просто дождаться, пока объём негатива, критики переполнит чашу клиентского терпения и выплеснется безудержным потоком в паблик.
Это часто бывает с брендами. Расхлёбывать в этом случае придётся много и сразу.
Давай про тех, кого можно задействовать в своей рекламной кампании.
Окей. Зависит от целей маркетинга. Вот, например, подсказка.
У большинства компаний цель проста — покупка. Давай выберем её как цель. Что дальше?
В этой схеме есть циферки, которые означают, что ты не можешь просто взять и сразу начать продавать через блогеров, если у тебя не пройдены предыдущие этапы.
Времена, когда сделал в гараже (без разницы где: хоть в Иваново, хоть в Лос-Альтосе) и продал в соседнем магазине, давно прошли.
Но до сих пор мы слышим «У нас завод по производству пластиковых окон в Подмосковье, подберите нам блогеров».
Проблема таких заказчиков и исполнителей намного шире. Думаю, что у нас всё есть, мы все всё знаем и умеем, но мы не умеем использовать наши знания и потенциал правильно.
Умение строить и соблюдать процессы — то, чего не хватает в России.
Не скрою, даже у нас в Epicstars часть задач и маркетинговых активностей идут в работу как «о, надо сделать — делаем».
А вопросы: «Какие цели?», «Для кого?», «Как?», «Почему?» задаются уже после. Не надо так.
Раскрою небольшой секрет — эта схема универсальна под любой маркетинг, а не только инфлюенс.
Это то, что должен делать каждый бизнес — снова и снова по кругу возвращаться на начальную точку, чтобы отточить и улучшить каждый из этапов, повышая клиентскую лояльность.
Всё это для достижения главной цели — сделать так, чтобы о вашем бренде говорили как о Starbucks или Apple.
Если у меня всё хорошо с предыдущими этапами, как продавать?
Деньги — главное, что нас всех объединяет, потребитель всегда был ведом ценой. Купоны, акции, скидки, распродажи — что бы там не говорили, но всё это хорошая отправная точка для начала знакомства и дальнейшей дружбы с новым клиентом.
Давай попробуем резюмировать: для кого подходит инфлюенс?
Для всех. Повторюсь, вопрос лишь в целях, которые стоят перед компанией.
Первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой — под каждый из этапов нужны свои инфлюенсеры, свой контент, свои активности.
1. Если нужно знакомство с брендом — начни с микроинфлюенсеров из числа клиентов. Пообщайся сначала сам с ними, узнай что нравится, не нравится. Подкрути эти места.
2. Если нужен интерес — подключай тех, кого слушают и кто может рассказать о проблемах твоей аудитории.
3. Если нужно сформировать желание — задействуй тех, за кем следит и повторяет твоя аудитория.
4. Про покупки писал выше.
5. Нужно вовлечение — посмотри на второй пункт под другим углом и добавь туда изюминки.
6. Распространение придёт само, если ты всё правильно сделал пунктами выше.
В очередной раз отмечу, что рынок инфлюенса — это бездна возможностей, дна у которой пока ещё даже не видно.
Например, есть узкие сегменты блогеров, которых никто не замечает, пока какое-нибудь издание случайно не напишет про них.
Например, я давно слежу за Whiskeywrites, который живёт тем, что пьет виски и пишет о них отзывы.
Сколько я денег из-за него потратил на виски, о которых я даже не знал — не сосчитать.
Если смотреть со стороны рекламодателя, то у него отличная мужская аудитория: 60% в возрасте от 18 до 44 лет из Лос-Анжелеса, Нью-Йорка и Сан-Франциско (подробная статистика).
Мы, предлагали «Ароматному миру», Красному и Белому повторить его успех в России, вырастить такой аккаунт с нуля и обойти тем самым запрет на рекламу алкогольной продукции, но «заказчик не захотел».
Хозяин — барин.
Наверное, у них на это были свои причины. Большинство крупных компаний у нас боятся рисковать или вкладывать в подобное деньги.
Просто многие маркетологи забывают, что маркетинг это постоянные эксперименты и выигрывает тот, кто первым сделает то, что до него ещё никто не делал.
А 90% маркетологов крупных компаний сидят на стуле ровно и оправдываются тем, что это не вписывается в концепцию их бренда.
А где эта концепция-то? У Hedonism Wines она есть, а в «Ароматном мире» стоят продавщицы с красными щечками.
Вот вам и идентичность бренда.