Как Decentraland стер грань между виртуальным миром и реальной экономикой

Между виртуальным и реальным миром есть грань, которая за последние десятилетия существенно размылась и уже никогда не станет такой четкой, как раньше. Ожидается, что новая декада ознаменуется огромным скачком в развитии игровой индустрии: от совершенствования VR/XR-технологий до объединения виртуальных и реальных экономик в единое целое. Огромные надежды на решение последней задачи возлагаются на децентрализованные платформы и цифровые активы. И, похоже, не зря. Неделю назад состоялся громкий релиз Decentraland — виртуальной вселенной с реальной экономикой, где можно не просто торговать внутриигровыми предметами, но и построить собственный бизнес. Проект создан на базе платформы Ethereum, а геймеры всего за несколько дней потратили на игровые активы более $1 млн. Каковы особенности Decentraland? В чем его значимость для крипторынка и игровой индустрии? Разобрался DeCenter.

От ICO до самой масштабной виртуальной вселенной

Команда Decentraland провела успешное ICO в 2017 году. Амбициозные специалисты анонсировали разработку огромного виртуального мира на блокчейне, в котором геймерам со всей планеты предстояло не просто проживать вторую жизнь, но и стать участниками новой экономической модели, основанной на технологии распределенного реестра. Как итог — команда разработчиков посредством ICO привлекла внушительные $20 млн. «Мы считаем неизбежным то, что люди будут проводить значительное количество времени в виртуальных мирах», — подытожил Марк Мерфи, главный операционный директор Digital Currency Group — одного из крупных инвесторов в цифровую вселенную Decentraland.

В течение 2017 года было множество ICO от, казалось бы, перспективных проектов, которые собрали энные суммы денег. Однако лишь в 3% случаев инвестиции оправдались. Большинство стартапов оказались мошенническими, а часть порядочных просто не смогла выжить в условиях криптозимы. Естественно, под угрозой оказался и Decentraland, который ввиду своей нестандартной спецификации мог кануть в Лету так же, как и сотни других неоднозначных замыслов ICO-организаторов. Руководитель проекта Ари Мейлич в интервью Bloomberg сказал, что в попытках избежать незавидной участи им пришлось использовать около половины доходов с ICO лишь на то, чтобы заплатить 30 разработчикам, трудящимся над созданием игры.

Спустя более чем два года активной разработки проект увидел свет, а проданные посредством первичного предложения токены MANA нашли свое применение. Кроме того, их курс за этот год удвоился.

Сегодня тысячи игроков и десятки творческих студий создают контент для виртуального мира Decentraland. Инвесторы стремятся извлекать прибыль из купленных в 2017 году токенов и различными способами используют их в экосистеме проекта — приобретают земли, предлагают услуги и торгуют уникальными внутриигровыми предметами. Инициативу с удовольствием поддерживают игроки со всего мира — виртуальные активы разлетаются с полок, а общая сумма покупок уже давно перевалила за $1 млн. По данным ресурса NonFungible, семидневный объем продаж NFT-активов Decentraland колеблется в районе $300 000 — это в десять раз больше, чем в случае с криптокотиками. Средняя сумма одной сделки составляет порядка $1500, в то время как в CryptoKitties — $4. На текущий момент это самые продаваемые блокчейн-активы в сети Ethereum.

Decentraland рассчитывает занять место самого популярного виртуального мира и свергнуть с трона Second Life. Ари Мейлич надеется привлечь в экосистему в течение года несколько сотен тысяч игроков. Выпущенная в 2003 году Second Life имеет клиентскую базу в 750 000 активных пользователей (среди десятков миллионов зарегистрированных аккаунтов) и предлагает геймерам куда больше геймплейных возможностей. Однако у Decentraland есть несколько тузов в рукаве, с которыми можно не просто дать бой конкуренту с семнадцатилетней историей, но и замахнуться на многомиллионную аудиторию Roblox и Minecraft.

Ключевые особенности Decentraland

Йошио Осаки, генеральный директор исследовательского подразделения IDG Consulting, считает, что «единственное существенное различие в отношении Decentraland и Second Life — это аспект блокчейна, который может быть очень интересен в будущем».

Фактически Decentraland — это такой же виртуальный мир, в котором можно создавать и исследовать 3D-творения, наслаждаться мини-играми и общаться с другими пользователями. Однако именно вышеупомянутая интеграция блокчейна на практике обеспечивает множество преимуществ над конкурентами.

Процесс авторизации:

 В отличие от многих других виртуальных миров, Decentraland не требует загрузки программного обеспечения. Играть можно прямо через браузер — с телефона, компьютера или через VR-устройство. Ничего скачивать или устанавливать не нужно.

 Нет необходимости проходить процедуру регистрации, указывать e-mail, номер телефона, придумывать логин и пароль.

 Авторизация осуществляется через «игровой паспорт». На практике данный паспорт — это не более, чем факт владения Ethereum-адресом, который подтверждается через криптокошелек при каждом входе в игру. На данный момент проект совместим с двумя кошельками: Metamask и Dapper.

Внутриигровая валюта, которую можно обменять на фиатные деньги:

 Токен MANA, который продавался во время ICO, перекочевал в Decentraland в виде полноценной и единственной внутриигровой валюты.

 Вокруг MANA строится вся игровая экономика. Любая покупка или продажа осуществляется с помощью токена.

 Токен можно заработать в самой игре и купить на многочисленных биржах. Листинг MANA присутствует на Binance, OKEx и других крупных площадках.

 MANA можно продать, выручив фиатные деньги, биткоин или другие криптовалюты. Таким образом осуществляется давняя мечта геймеров — заработанное в игре «золото» легко обменять на реальные деньги.

Блокчейн-экономика и полноценный маркетплейс:

 С помощью MANA можно оплачивать предметы или услуги, предлагаемые разработчиками. Например, регистрация уникального никнейма стоит 100 MANA (около $5).

 Однако внутриигровая торговля выходит далеко за пределы взаимодействия «игрок-разработчик». Геймеры могут торговать друг с другом внутри специального децентрализованного маркетплейса.

 Маркетплейс позволяет покупать и продавать игровой контент. Это может быть все что угодно — предметы, одежда, уникальные имена или даже целые территории. Одни предметы продаются за символические 10 MANA (около $0.5), а другие стоят достаточно дорого. Например, за редкий шлем авиатора придется выложить 24 000 MANA (около $1200), никнейм «TheQueen» можно приобрести за 99 999 токенов (около $5000), а «DoctorSatoshi» обойдется в 100 000 000 MANA (около $5 млн). Пример CryptoKitties показывает, что уникальный цифровой контент может в любой момент вырасти в цене.

 Возможность разными способами получать игровые предметы, а затем продавать их вызывает желание пребывать в виртуальном мире как можно дольше. В конце концов, это отличная возможность заработать.

 В надежде мотивировать геймеров в честь запуска Decentraland разработчики добавили 15 мини-игр, где можно обзавестись ценным игровым контентом. Общая стоимость разыгрываемых наград эквивалентна $100 000. Среди призов — токены MANA, игровые предметы, NFT-активы из CryptoKitties и других проектов, местные территории и даже телефон HTC Exodus.

 Руководитель отдела маркетинга Федерико Молина вдохновляется тем, что люди могут «получить прибыль, играя», поэтому наверняка возможность выиграть ценные призы останется навсегда. Однако есть вероятность, что самые жирные сливки снимут первые игроки. Так что если вам интересна эта тема, советуем поспешить.

Покупка игровой территории и создание собственного контента:

 Главная особенность маркетплейса и всей игры в целом — возможность покупать игровую территорию.

 В игре существует 90 601 земельных участков, которые помечаются как уникальные LAND-активы. Каждый может приобрести свой кусочек виртуального мира.

 На данный момент 80% участков уже принадлежат тысячам игроков. Часть территории продается и/или сдается в аренду командой Decentraland. Общественные объекты, такие как дороги и площади, не продаются.

 Игроки владеют цифровой недвижимостью на блокчейне и могут распоряжаться ею так, как сочтут нужным: перепродать, сдать в аренду или создать на территории собственный уникальный контент. Каждый обладает полной творческой свободой.

 Поскольку эксплоринг виртуального мира практически не отличается от «не виртуального», здания вблизи людных мест стоят дороже, чем в глуши.

 Часть владельцев недвижимости использует свои территории просто как рекламные площадки. Например, журналиста из The Block несколько удивило обилие рекламных щитов CoinGecko и HTC Exodus.

 Другая часть создает внутри Decentraland собственную инфраструктуру: от выставок и музеев до полноценных игр и казино. Любой может начать бизнес внутри вселенной и монетизировать собственные разработки как угодно.

 Внутри игры уже появились тематические районы. Один из самых ярких примеров — Vegas City с изобилием азартных игр и крупных казино. Как и в реальных игорных заведениях, там можно сыграть в блэкджек или попытать удачу на слот-машине.

 Не все довольны тем, как развивается политика в отношении недвижимости. Олив Аллен, предпринимательница в области NFT-активов и основательница стартапа Decadent, разочарована сложившейся ситуацией. Сейчас самый дешевый участок в Decentraland продается за эквивалент в $600 в MANA, не говоря уже о действительно посещаемых территориях. Это значит, что многие пользователи не могут себе позволить приобретать земли. Эксперт уверяет, что «из-за барьеров входа, которые создала компания, преследуя прибыль, она закрыла двери для культуры и творчества». Аллен считает, что в такой ситуации Decentraland может рассчитывать на блестящее будущее лишь для азартных игр. Звучит логично, ведь владельцы казино, которые постоянно сталкиваются с жестким регулированием, будут рады использовать возможность выхода на новый рынок.

Инструменты создания цифрового контента:

 Купить землю и создать бизнес — возможности интересные, но не каждому по силам. Все-таки блокчейн-кодинг — дело довольно сложное. Чтобы решить проблему, команда Decentraland разработала специальный конструктор. Он позволяет разрабатывать как простые решения, так и сложные интерактивные 3D-сцены без необходимости кодинга. Естественно, если вы хотите создать масштабную игру, то попотеть все равно придется.

 Если не хочется использовать конструктор, то никто не запрещает добавлять контент традиционным путем посредством кодинга. В помощь программистам Decentraland предлагаются API- и SDK-инструменты.

 Команда разработчиков также опубликовала подробные мануалы по взаимодействию с экосистемой.

 Некоторые творческие студии, такие как Polygonal Mind, помогают владельцам земель создавать аркадные игры, открывать художественные галереи и магазины, а также разрабатывать прочий контент.

Право владения ресурсами принадлежит игрокам, а проект работает по принципу DAO:

 Управление проектом осуществляется посредством децентрализованной автономной организации (DAO), поэтому его техническая сторона строится на основе смарт-контрактов в блокчейне Ethereum.

 Если в Second Life все игровые ресурсы принадлежат разработчикам, то в случае с Decentraland они являются собственностью игроков. Валюта, предметы и здания увековечиваются в блокчейне в виде токенов MANA, WEAR и LAND, а их владельцы имеют полный контроль над своей виртуальной собственностью.

 Поскольку контент размещается в распределенной сети серверов, никто не сможет просто так его отключить или подвергнуть цензуре.

 С каждой продажи внутри маркетплейса взимается небольшая комиссия — 2.5% MANA от суммы сделки — которая тут же сжигается. Это обеспечивает токену дефляционную модель и подталкивает его стоимость к росту. Разработчики считают, что такое решение в конечном счете позитивно скажется на всех, у кого есть MANA. Естественно, и на команде Decentraland, которая является самым крупным держателям токена. Это часть их бизнес-модели.

 В будущем Decentraland планирует полностью передать бразды правления проектом в руки игроков. Именно геймеры, а не создатели игры, будут принимать все решения.

Decentraland без розовых очков

DeCenter решил поиграть в Decentraland и проверить, как здесь идут дела на самом деле. Увы, но сказать, что все прекрасно, мы не можем. С практической стороны проект в своем нынешнем виде заставляет снять розовые очки. Все вышеупомянутые возможности и функции действительно присутствуют, но их реализация оставляет желать лучшего.

В основном проблемы касаются технической части. У нас они начались еще на этапе входа в игру. Наличие обоих кошельков Dapper и MetaMask во включенном состоянии привело к каким-то конфликтам, и игра не прогружалась до тех пор, пока не был выключен один из них. После того как в игре удалось авторизоваться, мы создали аватар и приступили к исследованию мира.

Несмотря на графику двадцатилетней давности, игра умудряется тормозить на Macbook Pro 2018 года при быстром WiFi-соединении. После того как мы провели в игре несколько минут, стало понятно, что наблюдать фризы и проваливаться в текстуры — обычное дело. На обилие багов сетовал и журналист The Block. Например, он создал персонажа-мужчину с ирокезом на голове, но в итоге начал играть за женщину с косичкой.

Почти сразу Decentraland предлагает начать охоту за сокровищами и выиграть какой-то приз, а также обещает ежедневно вознаграждать нас за входы в игру.

Нам попадались стандартные, не особо ценные призы. Что-то вроде 10 MANA и футболки в придачу. Тем не менее, если бы мы провели в игре куда больше времени, и госпожа удача была бы к нам благосклоннее, наверняка мы выиграли бы что-то покрупнее. Чтобы забрать трофей, нужно иметь на балансе монеты ETH для оплаты газа.

Исследовать мир и взаимодействовать с игровыми объектами было интересно. Большинство проектов на территории частных земель выглядели как абсурдные фантазии энтузиастов, однако попадались и весьма занимательные территории.

Мы посетили множество мест, включая парк развлечений и картинную галерею, поднялись на крышу амфитеатра на вулкане и даже посмотрели курсы топовых криптовалют на местной бирже. Именно как биржа она не работает, но стоимость валют увидеть можно. Если нажать на красную кнопку рядом, например, с биткоином, голос начинает рассказывать о выбранном активе. Мы продолжали его слышать, даже когда отдалились на десятки метров от объекта.

Проект позиционирует себя как вторую жизнь в виртуальной вселенной, однако наше путешествие было очень одиноким. За два часа игры мы встретили всего двух персонажей, хотя посетили много мест. Естественно, разработчики разделили игроков в целях оптимизации, но сегодняшний Decentraland явно не дотягивает до статуса живого мира и больше напоминает фильм «Я — легенда». Если другой игрок все же встречается на пути, то с ним можно перекинуться парой фразой и при желании проявить некоторые эмоции с помощью своего аватара.

В целом Decantraland произвел на нас впечатление сырого и незаконченного продукта, на фоне которого Fallout 76 выглядит отполированным бриллиантом. Складывается впечатление, что игра находится на стадии бета- или даже альфа-теста. Несмотря на это в проекте действительно присутствуют все вышеописанные замечательные возможности, поэтому на проблемы хочется закрыть глаза и списать их на экспериментальный запуск уникального виртуального мира, которого не было еще никогда.

Однако нужно быть реалистами и понимать, что в текущем виде проект далеко не уедет. Хорошая новость в том, что все эти огрехи можно (и нужно) исправить. Оживив вселенную и доведя Decentraland до ума, можно вывести реализацию продукта на совершенно новый уровень и привлечь массы новых геймеров, в том числе избалованных современными ААА-играми.

В то же время Decentraland способен дать всей игровой индустрии необходимый толчок и склонить топовых разработчиков внедрять новую экономическую модель на блокчейне в компьютерные игры. Это обеспечит массовое использование цифровых активов в обществе и выведет крипто-индустрию на новый уровень. Однозначно, у идеи есть колоссальный потенциал. Реализует ли его именно Decentraland — покажет время. Если да, то сегодняшние игроки и владельцы территорий имеют все шансы обеспечить себе безбедное будущее.

Источник: DeCenter

Читайте также

Вверх