CryptoKitties мигрирует на новый блокчейн Flow

CryptoKitties, игра по разведению цифровых котиков, мигрирует из сети Ethereum на новый блокчейн Flow. Протокол написан специально для поддержки целых экосистем приложений, игр и цифровых активов. Flow позволит создавать на основе CryptoKitties любой NFT-продукт, не опасаясь проблем с масштабируемостью. Компания надеется, что это откроет рынок коллекционных токенов для «миллиарда пользователей». Каковы причины миграции одной из самых популярных крипто-игр рынка, какие новые функции появятся в CryptoKitties и как ее создатели собираются завоевать рынок NFT-токенов, разобрался DeCenter.

Зачем CryptoKitties новый блокчейн

Блокчейн-игра CryptoKitties была запущена в ноябре 2017 года компанией Dapper Labs. Суть игры — в разведении и продаже криптокотиков. Каждый из них обладает набором уникальных характеристик и может существовать в блокчейне лишь в единственном экземпляре. За все действия в игре надо платить ЕТН, а разработчики зарабатывают на комиссиях за каждую сделку.

CryptoKitties была первой игрой, использовавшей принцип невзаимозаменяемых токенов (Non-Fungible Tokens) — NFT, использующих стандарт протокола ERC721. От обычных токенов они отличаются тем, что каждый из них уникален, неповторим и неделим — один NFT-токен нельзя заменить другим или разделить на части.

CryptoKitties сразу стала вирусной: пользователи потратили на нее десятки миллионов долларов, через месяц после выхода игра заняла 15% трафика сети и значительно перезагрузила ее, котики перепродавались по $100 000, быстро появились фанатские форумы и запустились игры-подражатели.

Но ажиотаж вокруг игры вскоре прошел: котики стали продаваться реже, средняя цена опустилась до нескольких центов, новых пользователей почти не было, игру перестали упоминать в СМИ. Сейчас ежедневный объем торгов находится в районе $8000 против $2.3 млн на пике популярности в декабре 2017 года. Каждый день к игре присоединяется лишь около сотни новых пользователей, а в 2017 году этот показатель составлял 15 000 человек.

Однако история игры на этом не закончилась. В мире по-прежнему есть 100 000 владельцев криптокотиков, что делает CryptoKitties крупнейшим нефинансовым приложением на Ethereum. Даже с небольшим количеством активных игроков в 2019 году в CryptoKitties прошло более 2 млн транзакций — это сопоставимо с объемом наиболее используемых смарт-контрактов сети.

Создатели CryptoKitties верят в игру и активно работают над развитием зарождающегося рынка коллекционных NFT-токенов. Этот рынок выходит далеко за пределы криптопушистиков и включает в себя такие сферы развлечений, как спорт, музыка, искусство и коллекционирование. Верят в игру и инвесторы. В общей сложности они уже вложили в Dapper Labs $39.2 млн. В будущем игры уверены и сторонние разработчики. Летом 2018 года Dapper Labs запустила экосистему KittyVerse, позволяющую сторонним компаниям запускать свои собственные продукты на основе CryptoKitties. С тех пор в KittyVerse было выпущено восемь игр. Также компания учредила публичный API, гибкую лицензию и фонд поддержки. Благодаря этому ей удалось добиться создания десятков приложений с интегрированной поддержкой CryptoKitties. Юзеры OpenSea, Kitty Hats, KittyRaces, CryptoVoxels, Decentraland и многих других игр могут перенести своих криптокотиков из одного игрового мира в другой.

Главная проблема CryptoKitties на Ethereum — масштабируемость. После спада ажиотажа вокруг криптокотиков количество игроков резко сократилось, но если игра снова станет популярной, сеть остановится. Чтобы решить эту проблему, еще в 2018 году Dapper Labs начал работу над собственным блокчейном Flow, ориентированным на игровую индустрию, разработку dApps, цифровых активов и NFT-токенов. В сентябре 2019 года Dapper Labs привлек на его разработку $11.2 млн. Инвесторы, среди которых венчурные фонды и Warner Music, приобрели доли в компании, которые смогут конвертировать в нативные токены блокчейна, если их эмиссию одобрит Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC).

В комментариях изданию CoinDesk соучредитель Dapper Labs Дитер Ширли рассказал, что компания пробовала использовать для своих целей один из готовых блокчейнов, претендующих на роль «убийцы Ethereum», но не нашла подходящего. Так, TRON, популярный среди разработчиков игр, команда проекта сочла слишком централизованным. В итоге было решено, что разработка собственного специализированного блокчейн-решения для NFT-проектов эффективнее.

Как устроен блокчейн Flow

Flow — блокчейн для единой экосистемы dApps, игр и цифровых активов. Он предоставляет разработчикам платформу для построения приложений для NTF-токенов, которые могут взаимодействовать с разными виртуальными мирами.

Для Flow разработчики придумали новый язык программирования Cadence, который должен облегчить процесс создания нового смарт-контракта. «Когда у вас есть новая область программирования, имеет смысл создать и новую парадигму программирования», — объяснил необходимость разработки нового языка Дитер Ширли журналистам CoinDesk.

О ходе разработки Flow в своем блоге рассказал сооснователь Dapper Labs Рохам Гарегозлу. С ноября 2017 года команда CryptoKitties тестировала различные подходы к решению проблемы масштабируемости — ни одно из существующих решений не подошло. Изначально команда пыталась решить проблему через шардинг (sharding) — сегментирование блокчейна на отдельные сегменты, отказ от полных нод в пользу распределения нагрузки между всеми узлами сети (шардами). Но подход оказался ошибочным — это усложняло взаимодействие между смарт-контрактами, и те были подвержены частым сбоям. Шардинг оказался хорошим решением для платежей, но не для экосистемы таких сложных приложений, как игры или соцсети. Шардинг должен стать одним из основных нововведений Ethereum 2.0. Поэтому, помимо ограничения масштабирования, это стало еще одной причиной, почему Dapper Labs решили перевести игру на новый блокчейн.

В традиционном блокчейне каждая полная нода хранит все состояние (баланс счета, код смарт-контракта и так далее) и выполняет всю работу, связанную с обработкой каждой транзакции в цепочке. Главная особенность Flow — конвейерная архитектура, которая разделяет задания, обычно выполняемые одной нодой (валидатором), между четырьмя различными типами нод:

 Ноды консенсуса и ноды проверки, отвечающие за децентрализацию и безопасность сети. Эту роль могут исполнять даже простые пользователи с домашним оборудованием.

 Ноды наблюдения (верификации), соединяющие блокчейн с внешним миром. Они не участвуют непосредственно в потоке транзакций через сеть, но обеспечивают предоставление криптографических доказательств результатов транзакций.

 Ноды исполнения, отвечающие за масштабирование и скорость сети.

Использование схемы с четырьмя типами нод должно значительно снизить избыточную загрузку сети, повысить ее скорость и эффективность. Блокчейн децентрализован — широкий круг участников может взять на себя одно из четырех финансовых и технических обязательств. В результате к сети в качестве валидаторов могут подключаться не только центры обработки данных, но и пользователи домашних компьютеров. Разработчики надеются, что это послужит популяризации и быстрому распространению проекта.

Flow во многом блокчейн для разработчиков — он максимально «дружелюбен» к ним. Он специально разработан с учетом «композиционности» (composability), при которой создатели разных игр могут использовать код из одного приложения в другом, быстро внедряя инновации и привлекая все большее количество пользователей. Код блокчейна будет открытым, но он пока не опубликован — команда проекта приглашает разработчиков к его тестированию на симуляторе блокчейна. Узнать подробнее об архитектуре нового блокчейна можно на сайте проекта Flow.

По замыслу разработчиков, токены сети могут использовать поп-звезды, спортивные платформы и клубы для создания криптовалютного фан-сервиса, коллекционных цифровых предметов, а также запускать игровые платформы для вознаграждения игроков. В разработке блокчейна уже участвуют такие гиганты развлечений, как Warner Music Group и игровая компания Ubisoft, а также восходящие звезды Animoca Brands, Sandbox и Delta Time. С Ubisoft Dapper Labs разрабатывает гоночную игру, в которой пользователи смогут владеть уникальными цифровыми автомобилями.

Как пройдет переход CryptoKitties на Flow

Переход CryptoKitties на Flow пройдет в несколько этапов с широким участием разработчиков и сообщества. Конкретные сроки пока не сообщаются, но ожидается, что проект станет доступен широкой общественности к концу года.

Сейчас команда сосредоточена на привлечении внимания разработчиков и потенциальных заинтересованных сторон к проекту. По словам Дитер Ширли, первыми валидаторами, вероятнее всего, станут инвесторы и партнеры компании.

Позже создатели игры развернут обновленную версию смарт-контрактов и проработают технические моменты. Как минимум $1 млн в токенах Flow будет предоставлен пользователям и разработчикам, тестирующим приложения экосистемы KittyVerse. В комментариях CoinDesk Дитер Ширли рассказал, что Dapper Labs планирует продажу токенов в конце этого года для аккредитованных инвесторов.

После этого команда Dapper Labs займется развитием функциональности сети и построением игровой экосистемы. Создатели игры надеются, что сторонние разработчики заинтересуются построением собственных NFT-проектов на основе Flow, что приведет к созданию обширного рынка совместимых токенов. Проекты сторонних разработчиков смогут претендовать на получение инвестиций от Dapper Labs и партнеров компании.

Переход к Flow увеличит масштабируемость CryptoKitties, позволит интегрировать в игру 3D-анимацию, сократит стоимость котиков, сделает смарт-контракты обновляемыми и масштабируемыми.

Разработчики продолжат поддерживать первоначальную версию CryptoKitties на Ethereum и после запуска игры на Flow. При этом котиков, созданных на Ethereum, можно будет перенести на новый блокчейн. Более того, планируется, что криптопушистиков обоих блокчейнов можно будет скрещивать друг с другом. Самое главное — криптокоты смогут взаимодействовать с другими виртуальными мирами на Flow.

Dapper Labs борется за миллиардную аудиторию и новый рынок

Спортивные и развлекательные сферы все чаще обращаются к блокчейну, чтобы найти новые точки соприкосновения с фан-сообществом. Dapper Labs готова помочь им в этом. Компания пытается масштабировать свою экосистему смарт-контрактов на «миллиард пользователей». Именно столько должна составлять аудитория баскетбольной лиги NBA через пять лет.

Так, еще в июне прошлого года компания объявила о партнерстве с NBA и создании NFT-игры NBA Top Shot. Игра еще не запущена, но она также будет работать на Flow. В ней пользователи смогут собирать «величайшие моменты игр» и цифровую фанатскую атрибутику. Для лиги это способ создать новые и укрепить старые отношения с болельщиками. В феврале этого года Dapper Labs объявила о партнерстве с бойцовской лигой UFC, которое позволит фанатам покупать цифровые версии любимых бойцов — блокчейн-аналоги бейсбольных карточек.

Скорее всего, эти партнерства отражают основные направления развития Dapper Labs в ближайшее время. Правда, оба проекта до сих пор не запущены и подробностей по ним нет. На сайте NBA Top Shot уже год висит лишь форма регистрации. Возможно, что компания просто ждет окончания разработки Flow.

Еще одно перспективное направление для Dapper Labs — потенциально прибыльный рынок цифрового искусства. В середине мая этого года компания выставила на продажу ограниченную серию CryptoKitties от известного китайского художника Момо Ванг на торговой площадке Nifty Gateway. Котики продавались по $100 за штуку. Nifty Gateway — маркетплейс для продажи виртуальных товаров, купленный близнецами Уинклвосс в ноябре прошлого года. Предприниматели считают, что рынок цифрового искусства в цене может превысить рынок традиционных предметов искусства, коллекционирования и внутриигровых предметов вместе взятых.

NFT-токены — перспективное направление развития блокчейна с потенциально миллиардной аудиторией. Единый стандарт этих токенов делает их пользователей более независимыми, и они должны это оценить. Ведь даже если тот или иной проект (например, игра) закроется, то пользователи продолжат владеть его активами, представленными в виде NFT-токенов. Это может существенно изменить гейминговую индустрию — юзеры смогут переносить внутриигровые предметы, достижения и рейтинг из одной игры в другую. Но применение NFT-токенов гораздо шире простого использования в играх, среди фанатов или для коллекционеров. Стандарт NFT можно использовать для подтверждения личности, документов, права владения собственностью.

Но ограниченность распространения, сложности с масштабируемостью, небольшое количество активных игроков и быстрая потеря интереса к игре показывают, что для пользователей, геймеров и фанатов NFT-токены — это все еще малопонятная и не очень нужная концепция. В нее верят разработчики, инвесторы и гиганты индустрии развлечений, но сами потребители пока не готовы к ее массовому применению.

Чтобы стать популярнее, криптопредметы должны быть частью игрового процесса в действительно популярных играх. Но их издатели, например, Activision Blizzard, Sony и Tencent, пока не заинтересованы в этом. Что касается фан-движения, сферы искусства и коллекционирования, то эти рынки тоже могут обойтись без блокчейна. Цифровые токены, хоть и принадлежат только пользователю, лишены «магии» физических предметов — их нельзя потрогать, у них нет истории, их нельзя уничтожить, а значит их ценность тоже невелика. Поэтому доказать преимущества цифровых предметов перед физическими (тех же картин или карточек игроков) будет непросто. Вполне может оказаться, что пользователям не так уж и важно масштабирование.

Радует, что Dapper Labs явно не боится этих сложностей и готова с ними бороться. Если она окажется права в оценке перспектив нового рынка, вскоре мы увидим его стремительный рост. Если ошибется, то индустрия в любом случае получит бесценный опыт, который будет заложен в будущие проекты, а также уникальную блокчейн-экосистему Flow.

Источник: DeCenter

Читайте также

Вверх