Что такое австрийская экономическая школа?
Каковы ключевые положения концепции АЭШ?
- Ценность имеет субъективный характер и не существует вне сознания человека, а труд, затраченный на производство блага (товара или услуги), не является ни источником, ни мерилом его ценности.
- Поведение потребителей с трудом поддается прогнозированию, характер рынков постоянно изменяется, поэтому математическое моделирование в экономике, равно как и плановая экономика, практически невозможны.
- Единственный путь к построению осмысленной экономической теории – выводить ее из базовых принципов человеческой деятельности.
- Главными принципами экономической политики должны быть невмешательство (или минимальное вмешательство) в экономику со стороны государства, экономический либерализм и либертарианство.
Как возникла и развивалась австрийская экономическая школа?
АЭШ получила название от происхождения ее отца-основателя – австрийского экономиста Карла Менгера, фундаментальный труд которого, «Основания политической экономии», был опубликован в 1871 году.
Его главными учениками и последователями были Евгений (Ойген) Бем-Баверк, автор труда «Основы теории ценности хозяйственных благ» (1886), Фридрих фон Визер, автор книги «Теория общественного хозяйства» (1914), и Людвиг фон Мизес, главный труд которого, «Человеческие действия: трактат об экономике», был опубликован в 1949 году.
Другие видные представители АЭШ – экономисты Генри Хэзлитт, Мюррей Ротбард и нобелевский лауреат Фридрих фон Хайек.
Австрийскую школу классифицируют как одну из национальных школ (наряду с лозаннской, англо-американской или кембриджской), развивавших такое направление экономической науки, как маржинализм. Другие ее названия – «Психологическая школа» и «Венская школа».
Австрийская школа была влиятельным направлением экономической мысли в первой половине XX века, однако постепенно гораздо большее влияние приобрела Кейнсианская школа, основанная Джоном Мейнардом Кейнсом в 20-х годах прошлого века.
Суть доктрины Кейнса (государственное регулирование экономики посредством контроля процентных ставок и денежной массы) идеально отвечала существующему государственному устройству. Кейнсианство стало доминирующей экономической доктриной на Западе. В русле этой идеологии в 1944 году в ходе Бреттонвудской конференции по валютно-финансовым вопросам был создан Международный валютный фонд (МВФ). Эта организация сыграла решающую роль в формировании послевоенной глобальной монетарной системы, утвердив в качестве стандарта золото и доллар США.
Другой влиятельной экономической школой в XX веке стал марксизм, полагающий, что деньги как таковые, будучи инструментами капитализма, нежизнеспособны, поскольку обречена сама капиталистическая система.
Запад попал под влияние идей Кейнса, а СССР и страны социалистического лагеря – под влияние идей Карла Маркса, и австрийская школа стала достаточно маргинальной, однако во второй половине прошлого века начала восстанавливать свои позиции. В наши дни активно действуют Институт Людвига фон Мизеса и Общество по развитию австрийской экономической теории, которые публикуют новые труды экономистов, работающих в австрийской традиции, переиздают работы классиков этого направления, выпускают журналы и проводят научные конференции.
В XXI веке наблюдается всплеск интереса к АЭШ, не в последнюю очередь – благодаря развитию технологии блокчейн и криптовалют.
Как АЭШ повлияла на становление и развитие криптовалют?
Корни биткоина уходят в движение криптоанархистов, которые во многом опираются на труды экономистов австрийской школы. Whitepaper биткоина впервые был опубликован в рассылке электронной почты (мейлинг-листе) криптографов и программистов, стремящихся обеспечить конфиденциальность и финансовую независимость людей с помощью технологических инноваций.
Хеш генезис-блока биткоина содержит заголовок статьи «Chancellor on brink of second bailout for banks» британского издания The Times. В статье рассказывается о предоставлении государственной помощи банкам в ходе экономического кризиса 2008 года. Хотя заголовок процитирован вне контекста, цитата может указывать на то, что создатель биткоина, как и АЭШ, считал неприемлемой государственное вмешательство в экономику.
В whitepaper биткоина также приведены цитаты из работ британского криптографа Адама Бэка и компьютерного инженера Вэя Дая. По словам Сатоши Накамото, биткоин «представляет собой реализацию предложения b-money Вэя Дая… и предложения Bitgold Ника Сабо». Сабо испытывал прямое влияние представителя АЭШ Ф. Хайека. В свою очередь манифест Вэя Дая, в котором он выдвигает идею b-money, начинается со слов: «Я восхищаюсь криптоанархизмом Тима Мэя».
В «Манифесте криптоанархиста» Тимоти Мэй пишет:
«Криптоанархия — это кибернетическое воплощение анархо-капитализма, не признающего государственных границ и позволяющего гражданам совершать любые экономические операции на основе консенсуса».
Этот идеал близок к взглядам американского политического философа Мюррея Ротбарда, последователя АЭШ. В книге Ротбарда «Этика свободы» (The Ethics of Liberty) либертарианский анархо-капитализм представлен как естественное и единственно возможное воплощение идей автономности субъекта, наделенного свободой воли.
Ротбард предполагает, что в основе анархо-капиталистического общества будет лежать отказ от насилия как такового. По его мнению, любая агрессия со стороны индивидуума или государства, в том числе принуждение со стороны «правителей», не имеет морального оправдания.
Биткоин и другие криптовалюты имеют сугубо добровольную и мирную природу. Они предполагают финансовую инфраструктуру, основанную на добровольном сотрудничестве. Назначение криптовалют – наделить людей финансовыми инструментами, позволяющими защититься от инфляции и государственного надзора. Успех криптовалют возможен благодаря их собственной эффективности в качестве технологии экономического обмена, а не в результате принуждения со стороны государства.
Идеологические симпатии Сатоши Накамото перекликаются со взглядами представителей АЭШ, а Виталику Бутерину, создателю второй крупнейшей криптовалюты Ethereum принадлежат слова: «Я считаю, что австрийская экономика была целым миром».
Характеристики протокола биткоина заставляют вспомнить книгу Фридриха фон Хайека «Частные деньги», в которой этот представитель австрийской школы указывает на необходимость устранения правительственной монополии на эмиссию платежных средств и предлагает создать конкурентную систему средств расчетов между юридическими и физическими лицами.
Даже аналитики Европейского центрального банка (ECB) в отчете «Схемы с виртуальными валютами» проводят прямую связь между децентрализованной цифровой валютой и австрийской школой. В документе говорится, что корни философии биткоина уходят в «прямую критику существующих фиатных денег и вмешательства со стороны правительств и других агентств», которое, по мнению Мизеса, Хайека и Бем-Баверка, «приводило к ухудшению бизнес-циклов и значительной инфляции».
Как относятся к криптовалютам современные представители АЭШ?
Децентрализованные цифровые валюты свободны от государственного контроля в большей степени, нежели фиатные. Механизм, посредством которого создаются и передаются новые единицы биткоина, обеспечивает его дефицитность и уважение к независимости индивидуального пользователя. Эти характеристики не могут не вызывать симпатию АЭШ.
В своей книге «Краткая история денег» Сейфедин Аммус, современный представитель австрийской школы, обосновывает претензии биткоина на роль «твердых денег», о которых говорит АЭШ. Он объясняет, что, по мнению теоретиков АЭШ, ценность валюты обусловлена не внешним обеспечением (в виде золота или иных активов), а соотношением спроса и предложения – уровнем доверия. В случае криптовалют на формирование их цены влияет психология поведения участников рынка. Пока люди считают биткоин и другие криптовалюты заслуживающими доверия, спрос на них растет. Падение курса возможно лишь в случае утраты общественного доверия. Таким образом, сохранение стабильно благоприятной обстановки в криптовалютной индустрии уже служит гарантом стабильности курса.
Стандарт биткоина: как первая криптовалюта превзошла золото
Хотя одни представители современной АЭШ (Конрад Граф, Даниэль Кравиц, Роберт Мерфи, Сейфедин Аммус) называют себя биткоин-максималистами, другие сомневаются в том, что биткоин и его аналоги сумеют стать заменить собой фиатные валюты.
Например, экономист Джозеф Салерно (с ним соглашаются и другие представители австрийской школы) поддерживает идею валюты, свободной от государственного контроля, но сомневается в быстром освоении и внедрении новых финансовых технологий.
Австрийская школа рассматривает свободный рынок как высшую ценность и считает, что рынок сам определяет лучшую форму денег, исходя из фактора эффективности. «Агрессивное» продвижение биткоина в качестве денег эти представители АЭШ считают противоречащим концепции свободного рынка. Джозеф Салерно говорит:
«В связи с биткоином меня смущает то обстоятельство, что никто не проводит кампанию в пользу золота. Зачем навязывать биткоин? Почему бы просто не позволить ему выйти победителем в рыночной борьбе? Я не уверен в его жизнеспособности. Сейчас он жизнеспособен, будучи эффективным платежным средством. Однако я не думаю, что он уже стал средством обмена».
В фундаментальных трудах Менгера, Мизеса, Ротбарда и Хайека деньги определяются как «осязаемый объект». Эта характеристика не приложима к криптовалютами, что дает скептикам из числа последователей АЭШ повод не считать их деньгами.
Их оппоненты возражают на это, указывая, что представление, согласно которому товар должен быть физическим и осязаемым, устарело. По их словам, до появления биткоина не было концепции «дефицитного цифрового товара». Если раньше для цифрового товара не было соответствующей технологической базы, то теперь она имеется, и от стереотипа о физическом характере ценности следует отказаться.
Многие экономисты австрийской школы старшего поколения считают лучшей формой денег золото, тогда как их более молодые коллеги склоняются к криптовалютам. Возможно, это объясняется тем, что молодые представители АЭШ лучше знакомы с технологической стороной вопроса и способны понять, как в мире развитых технологий применимы принципы, изложенные в трудах отцов-основателей школы.
В наши дни последователи АЭШ не могут не признавать, что их упования на золото как «твердые деньги» так и остались теоретизацией, тогда как криптовалюты уже стали вполне функциональными деньгами с реальными сценариями использования.
Отдельные представители АЭШ считают, что «твердыми деньгами» может стать стейблкоин, обеспеченный золотом, хотя признают: подобная модель рискует стать объектом государственного контроля, поскольку государство всегда может конфисковать обеспечение.
Все представители АЭШ согласны в том, что свободный рынок рано или поздно определит лучшую форму денег, особенно при условии отсутствия государственного вмешательства. До тех пор, пока этого не произошло, необходимо продолжать оказывать на государство идеологическое давление, считают они.
Источник: forklog.com